—Я хотел у Вас узнать, вы были участникам процесса отторжения судна, как это случилось, как это вообще произошло, кто был инициатором поездки в Англию на ремонт поподробнее эту историю.

Спекулянт из Азова

Олег Павлович Ванденко ( начальник училища и капитан «Товарища») искал всё время варианты отремонтировать корабль, но у министерства образования денег не было.

Тогда он обратился к Кабинету Министров о помощи, и все решения принимались министерством иностранных дел.

Кто заключил договор с английской стороной , я не знаю, знаю только, что на поездку в Англию солярку дал мор-порт Херсона, его начальник, на тот момент.

Денег дали на поездку еще Одесское пароходство. На борту судна был только экипаж, а что бы поднять паруса нужны 150 человек курсантов. Шли на дизельном двигателе.

По приходу в Англию, судно обследовали и приняли решение, что судно ремонту не подлежит, легче его разрезать, оставить только палубу, а корпус сделать новый.

Экипаж был отпущен домой, на борту остались только несколько человек. Что делать с судном никто не знал, т.к. все решалось на уровне Правительства и Кабинета Министров.

Пока решался вопрос, судно и экипаж содержали англичане. Пол года, а то и больше не было никакого ответа с Украины.

Тогда Английское правительство выдвинуло ультиматум:  если мы его не заберем, то судно будет продано! Я был приглашен в кабинет министров, в министерство иностранных дел, была сформирована группа из трех человек: Капитан, старший механик и я, как представитель судовладельца.

Мы должны были полететь в Англию втроем, но полетел я один, по каким- то причинам другие участники группы не смогли полететь.


Нужно было принимать решение куда перебуксировать судно? Своим ходом корабль уже двигаться не мог.

Правительство Украины, естественно, денег не дало,и приходилось искать кто возьмется транспортировать судно, и его потом содержать. Была найдена общественная организация в Германии » Тул шип френдс», которые взялись за этот вопрос.

Все это было без меня, это Ванденко О.П. нашел эту организацию и вел с ними переговоры.

По поручению Правительства я встретился с руководителями » Тул шип френдса» в Германии.

Они согласились взять на содержание судно и оно  будет использоваться , в дальнейшем, с нашими курсантами, которые будут проходить там практику.

Всем этим вопросом руководило министерство иностранных дел, меня использовали в качестве дипломата. Я получил инструктаж в Министерстве иностранных дел, в Англии занимался, не посредственно, посол.

Была достигнута договоренность, что Украина забирает судно и перебуксирует его в Германию. В результате переговоров Англия согласилась перевезти » Товарищ» в Германию, я был на этом рейсе.

Судно было доставлено на реку в Германию, где было поставлено на ремонт. Но немцы еще раз убедились, что ремонту оно не подлежит, для использования его курсантами для прохождения практики.

И немцы отказались его содержать, перед нашим правительством опять стал вопрос, что делать с судном? Для транспортировки его в Украину была названа огромная сумма, т.к. само судно уже не могло само идти.

Правительство не собиралось тратить сотни тысяч долларов, и было принято решение, решение было принято без меня, всю процедуру продажи оформлял владелец Министерство образования.

И технологически и юридически все оформил судовладелец, по решению Кабинета Министров Украины. Продажа судна- это уровень принятия решения Правительства.

Такое решение было принято по причине дороговизны ремонта судна и его дальнейшего содержания.

Такое решение было принято под давлением тяжелого материального положения в стране.


— Я наблюдаю судьбу младших братьев » Товарища», все они на ходу, они на балансе министерства обороны тех стран, США, Португалии, Румынии, а бюджет там позволяет содержание таких кораблей.


Следующий этап расследования — поездка в Шральзунд- проведать нашего друга, нашего «Товарища».

Продолжение в следующем выпуске, будет интересно!

Брал интервью Геннадий Шелестенко